Картавость — что это такое?

Проверка мифов Владимир Ленин, Роберт Рождественский, Иосиф Бродский — все эти известные люди неправильно выговаривали звук [р]. Очевидно, что картавость не так уж вредит карьере. Спросили у экспертов, каким ещё мифам про этот дефект речи не стоит верить. Картавость - что это такое?

Звук [р] — самый сложный в артикуляции, поэтому чаще всего логопедические проблемы возникают именно с ним. В зависимости от того, как он звучит, профессионалы делят этот недостаток на два вида. Если [р] произносится на французский манер, это ротацизм. А если звук заменяют другим — параротацизм, это когда «рыба» человек произносит как «лыба».

— Ко мне обращаются и дети, и взрослые. Были ученики, которые осваивали звук [р] и после 40 лет. В целом и для тех и для других подход одинаковый: артикуляционные упражнения, дыхание, автоматизация (введение звука в речь).

У детей дольше может идти постановка звука, а автоматизация проходит быстрее. У взрослых наоборот. Это часто происходит потому, что им надо преодолеть психологический барьер.

И здесь обязательна помощь специалиста: не только логопедическая, но и психологическая, — рассказывает логопед Татьяна Баталова.

У взрослых постановка звука [р] происходит медленнее, потому что в их мозгу уже установилась нейронная связь, за многие годы сформировался патологический стереотип — чтобы его разрушить, нужно время.

Кроме того, влияние на взрослых оказывает и окружение: семья, друзья, коллеги наверняка уже привыкли, что человек говорит определённым образом, и будут обращать внимание каждый раз, когда он будет пробовать произносить трудный звук по-другому.

Этот страх быть замеченным, смущение, стыд тоже важно преодолеть.

В самом начале работы мы составляем небольшой текст, который помогает настроиться перед каждым занятием. Это своего рода аутотренинг: я говорю красиво. Я правильно произношу звук [р]. Я произношу звук [р] легко. Кроме того, мы периодически делаем аудиозаписи, чтобы человек мог сравнить, как он произносил звук на первых занятиях и как он изменился в процессе.

Разница между взрослыми и детьми ещё и в мотивации. Пока ребёнок маленький, желание исправить звук [р], скорее всего, исходит от родителей. И специалисту, помимо работы с речью, нужно постоянно поддерживать мотивацию дошкольника. У взрослых с мотивацией всё в порядке, и это уже первый шаг на пути к результату.

Проблемы со звуком [р] действительно могут встречаться у членов одной семьи, однако это не повод думать, что этот дефект речи проявляется на генетическом уровне и бороться с ним бесполезно.

Логопед Мария Орешкина уверена: даже если дома все произносят звук [р] не так, как нужно, ребёнок всё равно слышит разницу — по речи сверстников в саду, например, или других взрослых.

Значит, и артикуляционный уклон может сформироваться по верному образцу.

Картавость — это не вирус и не зараза. Понятно, что ребёнок больше всего общается со своими близкими.

Но коррекционная педагогика в принципе подразумевает участие родителей, и если они страдают тем же дефектом, то на этапе автоматизации звука обычно учатся вместе с ребёнком и повторяют артикуляционные упражнения дома. Специалисту нужно уделить время, чтобы родители поняли, когда они говорят правильно, а когда нет.

Неправильное для русского языка произнесение звука [р] часто встречается и в билингвальных семьях, например если один из родителей еврей или француз, или семья, владеющая русским, живёт за границей. В этом случае причина картавости — в особенностях более привычного для слуха произношения.

— У меня были клиенты, которые приводили на занятия детей, родившихся во Франции и владеющих русским и французским языками. Они грассировали по привычке, но это можно исправить. В еврейской среде эта особенность речи имеет исторические корни.

В прежние времена еврейские дети росли в изолированной языковой среде, с малых лет слыша речь родителей на иврите или идише. Одновременно их учили говорить по-русски, однако ребёнок, который нечасто слышал русскую речь вживую, перенимал гортанное произношение [р].

Так что дело здесь не в генах, — поясняет логопед Екатерина Минеева.

3. Бывает картавость, которую невозможно исправить

Если человек уже обращался к специалисту, но [р] выговаривать так и не начал, это не значит, что его невозможно научить.

Возможно, причина кроется в том, что проблема решалась не комплексно, к примеру, нужно было укреплять мышцы всего артикуляционного аппарата, а не концентрироваться на одном упражнении. Или человек недостаточно практиковался.

Сам звук можно научиться выговаривать за два занятия, однако потребуется больше времени, чтобы перестать задумываться о нём и окончательно ввести в речь.

— Единственная ситуация, когда нельзя устранить дефект, это нежелание человека заниматься. Некоторые родители думают, что нужно дождаться, пока ребёнок поменяет молочные зубы на постоянные.

Но здесь нет никакой связи. То же можно сказать и про специфику анатомии артикуляционного аппарата.

Бывает узкое, готическое нёбо, короткий или длинный язык — со всем этим можно работать, — говорит Мария Орешкина.

Картавость - что это такое?

4. От дефекта можно избавиться самостоятельно

В попытке сэкономить многие пытаются решить проблему своими силами — сейчас много учебников и материалов в интернете. Люди по ошибке думают, что смогут устранить картавость, если просто будут повторять за дикторами на телевидении — кажется, тогда речевой аппарат автоматически перестроится на правильную речь.

Повторять можно, если понимаете, как сделать это правильно. А если не знать, как устроены артикуляционные механизмы, толку от прослушивания новостей не будет. Часто взрослые, которые пытаются исправить картавость самостоятельно, не понимают, почему у них не получается. Им кажется, что надо говорить громче, более утрированно, но это может просто усилить эффект неправильного произнесения.

Специалисты не скрывают: артикуляционные упражнения действительно в большинстве случаев достаточно простые, и найти их можно в открытом доступе. Но у каждого человека с дефектом речи свои нюансы, и оценить их может только профессионал.

Лучше не заниматься самодеятельностью, ведь даже люди без картавости, которые хотят развить свою дикцию, мало чего добьются, повторяя за дикторами новостей. Не зря актёры учат специальные скороговорки, пословицы.

5. Дефект речи портит человека

Последний миф довольно обидный. Людей, которые неправильно произносят звук [р], сегодня можно встретить среди радиоведущих, актёров, дикторов федеральных каналов. Но несмотря на это, картавость всё равно воспринимается как препятствие для карьеры.

— Недостаток это или нет, зависит от человека: кто-то очень переживает, кто-то легче к этому относится. Если неправильное произношение звука [р] мешает, то над ним надо работать. Однако ко мне приходят не только те, кому нужна чистая речь в профессии, но и те, кто просто хочет исправить этот дефект, — говорит Татьяна Баталова.

Некоторым кажется, что стоит человеку собраться, быть внимательнее, и он начнёт говорить правильно. Но эксперты единодушны: конечно, не начнёт. «Эта особенность речи не связана ни с интеллектом, ни со складом характера.

Человек может быть раздражительным, нервным, потому что его дразнили в школе или детском саду.

Но это не значит, что все люди с такой особенностью будут неуравновешенными, и скорее говорит о поведении социума по отношению к ним», — объясняет Екатерина Минеева. Будьте терпимее, это важно.

Как избавиться от картавости у детей и во взрослом возрасте

Картавость также называется ротацизмом – это речевое расстройство, проявляющееся нарушением произношения «Р» при полной сохранности и понимании речи. Не страдает при этом ни грамматический строй, ни объем словарного запаса. Картавость является самым частым речевым нарушением и не является наследственной проблемой.

Этиология речевого расстройства

При правильном произношении «Р», язык должен подниматься к небу около передних зубов. Так появляется вибрация, что дает этот звук. Проблема с «Р» у взрослых начинаются в детстве. Основные причины картавости – это:

  • травмы – дефект кончика или уздечки;
  • травмы шейного отдела позвоночника;
  • гипоксия при родах;
  • гидроцефалия;
  • внутричерепное давление;
  • нарушения слухового аппарата;
  • воспалительные изменения слухового аппарата;
  • врожденная тугоухость;
  • патологии фонетического слуха;
  • нарушенный прикус или отсутствие зубов;
  • короткая уздечка;
  • параличи, парезы;
  • патологии неба;
  • задержки речевого или психического развития;
  • «заячья» губа;

Другой причиной является развитие ребенка в окружении людей с нарушенным слухом и речью. Так малыш уже с самого раннего детства слышит и привыкает к неправильному произношению. Картавость – это не серьезное логопедическое нарушение, при помощи курса логопедической помощи оно полностью исправляется.

Таким образом можно выделить четыре основные группы причин ротацизма:

  • Механическая. Патологии строения артикуляторного аппарата.
  • Подражательная. Ребенок копирует неправильное произношение от родителей.
  • Акустическая. Неправильный фонетическое восприятие звука «Р».
  • Неврологическая. Патологии отделов речи мозга человека.

Прежде чем, логопед разработает курс, как избавиться от картавости, необходимо точно определить причину ее развития или появления.

Виды картавости

Существуют разные виды ротацизма. В зависимости от ее этиологии существует два типа:

  • Велярный. Вибрация происходит на краю мягкого неба.
  • Увулярный ротацизм. Вибрация происходит на маленьком язычке мягкого неба.

В широком смысле существует несколько форм картавости (ротацизма):

  • Простая или мономорфная. Нарушается произношение одного или нескольких звуков одной группы – «С З Ц», «Ж Ш Ч».
  • Полиморфная или сложная. Нарушена артикуляция фонем из разных групп.
  • Физиологическая. Также называется возрастной. При ней происходит нарушение звукопроизношение у детей младше пяти лет, что связано с недостаточным развитием артикуляторных органов.
  • Функциональная. Ротацизм развивается при отсутствии проблем с артикуляционным аппаратом, ЦНС, слухе и другими аппаратами, и системами.
  • Механическая или органическая. Развитие ротацизма связано с врожденными или приобретёнными патологиями речевого аппарата.

Точное диагностирование может быть поставлено только специалистом-логопедом. Определение картавости обуславливает выбор методов ее коррекции.

Ротацизмы

Исправление картавости у взрослых и детей зависит от формы ротацизма. Они бывают следующие:

  • В речи отсутствует «Р» (ручка – учка, река – ека);
  • Велярный ротацизм или мягкое произношение. Корень языка соприкасается с мягким небом, а именно его нижним краем. Через щель между ними проходит струя воздуха при произношении, вызывая вибрацию неба.
  • Увулярный ротацизм. Часто называется «горловой».
  • Боковой. Вибрация происходит на боковой части языка, а не на его кончике. Так появляется звук похожий на «ль» или «рль».
  • Билабиальный. Также данный тип называется лабиальным, губным или двугубным. Искажение происходит при вибрации губ, так получается «прр». Такой звук логопеды называют кучерским.
  • Интердентальный или межзубный. Звукопроизношение вызывается расположением языка между зубов.
  • Одноударный или проторный. Напоминает «д», невозможно проговорить длинное «РРРРРРР».
  • Щечный. Выдыхаемый воздух проходит между щеками, что вызывает из вибрацию.
  • Гнусавое. Корень находится в контакте с мягким небом, а воздух проходит носом.
  • замена «Р» твердого на мягкое.
  • Лабиодентальный. Звук образуется между губой и верхними зубами.
  • Ларингеальный или гортанный.

В зависимости от формы ротацизма выбираются те или иные упражнения, направленные на исправление данного явления.

Параротацизмы

Параротацизм – замена звука «Р» рокочущего на более мягкое. Основными причинами являются парезы, короткая уздечка, нарушенный фонетический слух и копирование неправильного произношения от взрослых. При параротацизме происходят следующие замены «Р»:

  1. в: появляется при отсутствии вибрации – «вука – рука»;
  2. д: получается «рука – дука»;
  3. г: «рука – гука»;
  4. п: рука – пука;
  5. л: рука – лука;
  6. ы: рука – ыука;
  7. й: рука – йука.

Коррекция параротацизма имеет много схожих разделов с картавостью. Самым основным упражнением для этого являются скороговорки от картавости.

Функциональная картавость

Функциональная картавость может развиваться у ребенка вследствие хронических заболеваний. Другой распространенной причиной является педагогическая запущенность – когда ребенку уделяется недостаточно времени от родителей и взрослых, ребенок развивается медленно, не потому что имеет проблемы с интеллектом, а из-за того с ним никто не занимается либо делают это недостаточно.

Часто подобное явления развивается у детей из семей двуязычных, то есть взрослые говорят на разных языках или из семей, где один или оба родителя имеют такие проблемы. Таким образом ребенок копирует произношение взрослых. Также такой тип картавости может появится из-за наличия нарушений артикуляционного аппарата или при недоразвитости фонетического слуха.

Органическая картавость

Происходит из-за особенностей строения ротовой полости – зубов, прикуса, языка (уздечка). Ребенок или взрослый может картавить из-за неправильного строения челюсти или нехватки зубов. В этом случае избавиться от ротацизма без помощи стоматологов и ортодонта невозможно. Органическая форма может появиться в течении жизни в результате травм.

Читайте также:  КТ коленного сустава

Сенсорное косноязычие (дислалия)

Такое речевой расстройство еще называется косноязычием или дислалией. Это заключается в неспособности произносить некоторые звуки или их ряды.

Косноязычными звуками могут быть все гласные или все согласные. В самых простых случаях косноязычие затрагивает один либо несколько. Такие фонемы иногда выпадают либо заменяются на другие.

Косноязычие можно назвать самым частым дефектом речи у ребенка.

Функциональное косноязычие является следствием неправильного речевого развития. Обычно оно встречается в 3-4 года и может продолжаться и в дошкольном возрасте. Случаи косноязычия у взрослых – редкий случай, но все-таки они есть.

Причины нарушения речи

Картавость может быть вызвана самыми различными причинами.  К ней могут привести:

  • физическая или неврологическая ослабленность (возникает при хронических заболеваниях);
  • родители не исправляют речь ребенка, когда в ней есть ошибки или ребенок неправильно произносит некоторые звуки;
  • ребенок слышит неправильную речь от взрослых и копирует ее;
  • недостаточно сформирован фонетический слух и распознавание звуков;
  • неправильная артикуляция;
  • патологии артикуляционного аппарата.

Картавость может произойти после травм. Именно эта причина является основной для появления такого дефекта у взрослых. В ряде случае исправление картавости у взрослых не может быть проведено без помощи других специалистов.

Симптомы речевого дефекта

Типичными симптомами картавости или ротацизма являются:

  • неправильное произношение шипящих и/или свистящих звуков – сигматизм;
  • затруднение в произношении свистящих и шипящих – парасигматизм;
  • патологии с сонорными [р], [р`], [л], [л`];
  • проблемы с заднеязычными фонемами — [г], [г`], [к], [к`], [х], [х`] — гаммацизм, каппацизм и хитизм;
  • патология [й] (йотацизм);
  • замена звонких согласных на глухие либо смешивание таких фонем;
  • нарушение мягкости звуков.

Эти все проявления являются типичной симптоматикой картавости.

Логопедическая диагностика

Прежде чем назначить упражнения от картавости, необходимо провести детальную логопедическую диагностику. Она начинается с беседы малыша и специалиста. Для выработки коррекционной работы ротацизма, логопед должен определить следующие параметры:

  • особенность произношения фонем;
  • особенности психо-речевого развития малыша;
  • определить дефекты звукопроизношения посредством фонетического анализа;
  • оценить состояние артикуляционного аппараты и выявить его дефекты и патологии;
  • оценить лексикон ребенка;
  • выявить особенности письма, грамматики, памяти, чтения;
  • определить уровень зрительного восприятия;

После проведения этих шагов проводится оценка фонетического слуха, а затем составляется план, как убрать картавость. В некоторых случаях потребуется помощь других специалистов – психотерапевт, невролог, стоматолог, отоларинголог и других.

Способы коррекции

Существует несколько методов исправления картавости у взрослых и детей. В качестве основных методик, логопед использует:

  • логомассаж;
  • упражнения для вибрации передней части языка;
  • скороговорки на букву «Р» от картавости;
  • занятия для автоматизации «Р»;
  • логопедические упражнения;
  • артикуляционная гимнастика;
  • контроль за речью.

Для ребенка упражнения имеют игровую форму. Главное требование коррекции ротацизма – регулярность проведения этих занятий.

У детей

Для детей логопеды используют такие упражнения:

  1. «Чистим зубы». Необходимо широко открыть рот, улыбнуться, сделать движения, напоминающие чистку зубов щеткой – движения влево-вправо.
  2. «Гладим небо, то есть нёбо». С открытым ртом гладить языком небо. Он должен возвращаться к основанию верхней челюсти.
  3. «Воздушный бой». Открыть рот, положить язык на нижнюю губу и в таком состоянии попытаться выговорить «Ф». Выходящая струя воздуха должна быть узкой. Такое упражнение должно создавать непрерывную, долгую струю воздуха посередине языка.
  4. «Сладкоежка». Открыть рот и зафиксировать нижнюю челюсть, так чтобы она не двигалась. Широким языком облизать верхнюю губу. Он должен двигаться сверху-вниз. Челюсть не должна поднимать его.
  5. «Индюк». На нижнюю губу положить язык, он должен быть широким. Необходимо облизывать нижнюю губу вперед-назад добавляя голос. Должен появиться характерный болтающий звук.
  6. «Барабан». Ударять языком по альвеолам произнося «Д». Рот должен быть открытым.

У подростков

При работе по исправлению картавости у подростков используются основные логопедические упражнения. Используются также дополнительные логопедические упражнения:

  1. На переднюю часть языка помещается зонд (металлическая палочка похожая на карандаш) нужно поочередно загибать и выпрямлять язык. Зонд должен удерживаться в перпендикулярном положении.
  2. Выполняя упражнение «чашечка» на язык кладется горошина. Язык при этом должен загибать свои края, а горошина удерживаться на нем.
  3. При неподвижном языке переворачивать кубики из хлеба, горошины или фасолины.
  4. Сдуть с языка небольшой кусочек бумаги.
  5. Сделать струю воздуха чтобы вызвать вибрацию кончика языка. При этом по его поверхности перекатывается карандаш.
  6. Массаж для укрепления мышц.

Также можно получить раскатистый «Р» при помощи упражнений для детей, проговариваем скороговорок, которых существует большое количество.

У взрослых

Есть некоторые упражнений, как избавиться от картавости взрослому.

Основная причина картавости – неправильное артикуляция или особенности артикуляционного аппарата. Чтобы поставить звук «Р» взрослому человеку необходимо выполнять определенные занятия не реже 2-3 раз в день на протяжении нескольких недель. Каждое занятие длится примерно 10 минут. Существуют упражнения, направленные на разные отделы артикуляционного аппарата.

Упражнения для подъязычной связки:

  • кончиком языка дотянуться до носа;
  • прижать кончик к небу в районе корней зубов и провести как можно дальше назад;
  • открыть рот, высунуть максимально язык и выгнуть его как можно выше;
  • проводить языком по обратной стороне зубов;
  • сложить язык в форму лопаты и максимально высунуть его.

Такие упражнения направлены на повышение эластичности подъязычной связки, что является часто причиной этого речевого нарушения.

Для кончика языка существуют другие упражнения:

  • слегка покусывать кончик языка;
  • прижать его плотно к небу, пощелкать им;
  • высунуть язык, прижать его к губе и в таком положении выдохнуть воздух, чтобы появилась вибрация;
  • открыть рот, попытаться произнести «Д» и «Т».

После освоения звука, необходимо приступать к закреплению, то есть автоматизации:

  • Звук «Р» произносится вначале как «Т» и «Д», но с необходимым вибрированием. Язык должен быть прижат к небу, направить струю воздуха;
  • Когда вибрация получена, можно проговаривать «ТРРРР», «ДРРРР»;
  • Подключать гласные звуки – «тро», «дро» и другие похожие;
  • Пытать проговоравить слова с «Р»;
  • Автоматизация навыков скороговорками с этим звуком.

Повысить эффективность этих упражнений лучше у зеркала. Чем чаще взрослый будет делать такие занятия и регулярнее, тем быстрее данное речевое нарушение будет скорректировано.

Первое время звук будет больше похож на рычание плохо работающего мотора. Чем больше и чаще делать упражнения, тем скорее буква «Р» в речи станет похожей на то, как её произносят дикторы. Проверить себя можно записывая скороговорки на диктофон (они сейчас есть практически в каждом мобильном телефоне). Если сохранять эти файлы, впоследствии можно будет проследить изменения в произношении.

Меры профилактики

Все профилактические меры картавости сводятся к своевременной диагностики и началу логопедических занятий.

Заключение

Исправление ротацизма зависит от регулярности занятий. Первые упражнений рекомендуется проводить под контролем логопеда. Затем их можно совершать в домашних условиях. В некоторых случаях потребуется помощь других специалистов, например если картавость вызвана неправильным прикусом или нехваткой зубов.

Картавость – что это и как исправить?

Главная — О логопедии — Картавость – что это и как исправить?

В этой статье мы поговорим о самом распространенном нарушении звукопроизношения – картавости. Разберемся, что же это такое — «картавость», какие виды этого нарушения существуют и как эту проблему преодолеть.

Под понятием «картавость» подразумевается неправильное произношение звуков «Р, Рь». Научное название этого нарушения звукопроизношения – ротацизм.

Прежде чем говорить о видах картавости, необходимо остановиться на том, как же произносится звук «р» в норме. Звук «р» один из самых сложных, поэтому в речи он появляется к 5-6 годам и, к сожалению, очень часто произносится неправильно.

При произнесении звука «р» рот раскрыт, зубы разомкнуты, язык широкий в форме «ложечки» поднимается к бугоркам за верхними зубами, при этом боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Под напором выдыхаемого воздуха кончик языка дрожит. Т.е.

необходимо не только четко и высоко поднять язык, сделать его широким, но и очень сильно выдохнуть, чтобы кончик языка задрожал и получилось заветное «р-р-р».

Если же у человека мышцы языка развиты не очень хорошо, либо он не может достаточно сильно выдохнуть, а чаще всего эти две трудности объединены, то получаются самые разнообразные искажения звучания – картавость.

  • Выделяют 3 основных группы картавости:
  • 1 – звуки «р,рь» отсутствуют.
  • Пример: рак – ак; рыба – ыба, корова – коова.
  • 2 – звуки «р, рь» заменяются другими звуками (чаще всего – л, ль, д, г, в).

Пример: рак – лак, дорога – довога, ромашка — гомашка и т.д.

  1. 3 – звуки «р, рь» произносятся искаженно.
  2. Наиболее распространенный вид нарушения звуков «р, рь» – горловой, когда вибрирует не язык, а мягкое небо (велярный ротацизм) или маленький язычок – увула (увулярный ротацизм).
  3. Существуют еще: боковой ротацизм – дрожит боковой край или края языка, а не кончик; носовой ротацизм – он редко встречается, звук произносится с носовым оттенком; кучерской или губно-губной – произносится как «тпру», дрожат губы; и одноударный ротацизм – при нем язык стоит правильно, но вибрирует очень слабо.

Пока ребенок маленький и осваивает произношение звуков, родителям необходимо следить за тем как говорит их малыш. Очень важно вовремя заметить «картавость» и постараться ее исправить, пока психика ребенка пластична.

Если малыш правильно произносит все звуки речи и только «р» не получается (пропускает или заменяет на «л», «в»), то можно подождать до 5-6 лет, звук может появиться самостоятельно.

Но! Если у ребенка есть другие нарушения звукопроизношения или звук «р» начал произноситься картаво, вероятность того, что малыш вырастет и научится правильно говорить, очень мала. Если у кого-то из родителей есть картавость, то не исключено, что ребенок будет подражать маме или папе и тоже будет картавить.

Оптимальное время начала занятий по исправлению картавости у детей, если она есть, 5-5.5 лет. В этом возрасте ребенок уже достаточно взрослый, чтобы заниматься и к школе успеет исправить все свои трудности.

Я бы рекомендовала каждому родителю перед тем, как отправлять ребенка в школу, отвести его на консультацию к логопеду, потому что не во всех садах есть специалисты, которые могут вовремя заметить и исправить картавость. И если вдруг эта проблема обнаружится, то за время летних каникул ее можно успешно решить и сформировать правильное звукопроизношение.

Довольно часто говорят, что если в детстве не получилось избавиться от картавости, то в подростковом и взрослом возрасте уже поздно что-то делать. Верно ли это?

Практика логопедии показывает, что картавость не только можно исправить у подростков и взрослых, но и возможно сделать это довольно быстро.

На консультации логопед определит вид картавости, найдет причину проблемы (какие именно мышцы языка плохо работают и т.д) и поможет научиться правильно произносить сложные звуки «р,рь».

Как правило, если у человека нет нарушения тонуса мышц, то исправление картавости занимает в среднем 10-30 занятий.

Читайте также:  Сальпингит - что это такое?

Если картавость мешает вам достигать поставленных целей, вызывает стеснение при общении с окружающими, то начинайте работать над своей речью, а опытные логопедынашего центра помогут решить эту проблему.

Почему некоторые люди не выговаривают звук «р»

 Русская семеркаРусская семерка

Что такое картавость?

Порой картавостью называют и неправильное произношение нескольких звуков из одной или разных групп. Например, свистящих и шипящих, заднеязычных, замену звонких согласных мягкими, а мягких — твердыми. Но чаще все-таки говорят о неправильном произношении буквы «р».

В норме при произношении буквы «р» язык должен подниматься к верхнему небу, в район передних зубов, и производить вибрацию, образующую соответствующий звук. В случае картавости этот процесс нарушается. Причины могут быть следующие.

Неправильная артикуляция

Это связано с неправильным положением губ или языка в процессе произнесения звука «р». Например, это может происходить в результате неправильной вибрации маленького язычка неба, смещения языка или губ, неправильного взаимодействия языка и мягкого неба при построении звука.

Физиологические причины

К ним относятся, в частности, нарушения функции слухового аппарата. Причиной этого могут быть врожденная патология или воспалительный процесс, приводящие к снижению слуха. Ребенок просто не слышит, как нужно правильно выговаривать «р».

Также это могут быть различные травмы языка; неправильный прикус; отсутствие одного из передних зубов в верхней или нижней челюсти; врожденные особенности строения языка, десен, зубов. Довольно часто причиной картавости становятся патологии речевого аппарата, такие, как слишком короткая уздечка языка.

Отдельные нарушения могут формироваться в процессе внутриутробного развития; другие могут быть приобретены в течение жизни.

Генетическая предрасположенность

Патология может передаваться по наследству. Например, наследственным признаком могут являться редкие зубы, выдвинутая вперед нижняя челюсть. Также, если отец или мать картавят, то и ребенок с большой долей вероятности тоже будет неправильно произносить «р».

Педагогическая запущенность

Большинство детей сначала говорят неправильно, но по мере взросления их речь становится все более четкой. При этом очень многое зависит от окружающих их взрослых. Если родители не стараются исправлять дефекты речи своих отпрысков, не показывают, как нужно правильно произносить те или иные звуки, то изъян картавости может сохраниться на всю жизнь.

Двуязычие

Если в семье разговаривают на разных языках или в семье говорят на одном языке, а в детском саду или школе – на другом, то ребенок непроизвольно начинает их смешивать, что ведет к неправильному произношению.

Вред картавости и как это исправить

На первый взгляд, вроде бы ничего страшного в картавости нет. Но между тем она может доставить человеку много неприятностей. В детстве над картавым ребенком могут смеяться, передразнивать. Речь картавого человека трудно понять. Ему практически заказан путь в профессии, где важно правильно говорить – например, учителя, диктора, чиновника, политика.

У картавых людей часто возникают психологические комплексы. Они смущаются из-за своего дефекта речи, могут заикаться и краснеть, особенно в разговоре с незнакомым собеседником, в публичной ситуации. Это ведет к различным социальным сложностям.

Лучше всего начать борьбу с картавостью еще в детстве. Прежде всего нужно определить причину, обследовав ребенка у стоматолога, ЛОРа и логопеда.

Если нет физиологических и органических нарушений, то обычно помогает комплекс логопедических упражнений, которые учат правильно выговаривать букву «р» и другие звуки.

Если имеются нарушения слухового или речевого аппарата, то могут потребоваться медикаментозная терапия или даже оперативное вмешательство. Стоматолог исправит прикус, а при необходимости прооперирует уздечку. Это сделает речь более четкой и правильной.

Взрослым людям тоже можно помочь. Но опять же – необходимо сначала выявить причину картавости. Кстати, существуют специальные упражнения, которые помогают исправлять картавость в домашних условиях.

Картавость у взрослых: мне уже 20, 30, 40 лет – не поздно ли исправить картавость?

Одной из наиболее частых причин обращения к логопеду является просьба исправить «картавость». В этой статье мы поговорим о том, что же такое «картавость» и можно ли ее исправить во взрослом возрасте.

Под «картавостью» понимаются любые нарушения произношения звуков Р и Рь. Исходя из названия «картавость» — звук при этом напоминает голос вороны, т.е. он не звонкий, неприятный на слух.

В логопедии это нарушение звукопроизношения называется «ротацизм» и может проявляться в самых разных вариантах.

Обычно звук «Р» появляется к 5-6 годам, т.к. он довольно сложный для произнесения и речевые мышцы ребенка должны быть крепкими и хорошо координированными. Для правильного произнесения этого звука необходимо поднять широкий язык к верхним зубам и сильно подуть на кончик языка, тогда получится то самое желаемое дрожание (вибрация)кончика языка и человек «зарычит».

Однако в силу разных причин (слабые мышцы языка, короткая подъязычная связка, пример неправильного произношения звука в окружении и др.) самостоятельно овладеть этим сложным умением ребенок оказывается не в состоянии. Тогда в качестве замены человек ищет звук, похожий на рычание, горловой, который образуется довольно просто и даже трехлетний ребенок может его воспроизвести.

В том случае, если родители заметили эту проблему и отвели ребенка на занятия к логопеду, «картавость» уберут, т.е. научат произносить звук правильно и закрепят в речи нормативное звучание.

Однако не всегда все складывается так удачно. Очень часто в детском возрасте (до школы) картавость не удалось исправить (не было времени, возможности, желания и т.д), и взрослым людям кажется, что время уже упущено, поздно что-то менять.

Однако опыт показывает, что это совсем не так, и в 15, 20 ,30, 40 лет — все поправимо, если у человека есть сильное желание изменить свою речь и избавиться от «картавости».

Конкретные жизненные истории показывают, что картавость устранима, однако в силу индивидуальных особенностей, время и усилия по преодолению этой проблемы будут отличаться. Каждый человек уникален, неповторима и его «картавость».

Ниже мы приведем несколько реальных истории из логопедической практики по исправлению картавости во взрослом возрасте.

16 лет: на прием пришла девушка Юлия, она в детстве ходила к логопеду, но ленилась заниматься и исправить звук «р» не удалось. В старших классах школы она начала вести свой блог в интернете и поняла, что картавость ей мешает.

После обследования стало понятно, что никаких физиологических препятствий для того, чтобы поставить звук, нет, но мышцы языка очень слабые. В течении 3-х недель шел этап постановки звука (артикуляторная гимнастика, дыхательная гимнастика), занятия проходили 2 раза в неделю с логопедом + дома Юля делала упражнения сама.

После того, как звук «Р» был сформирован, началась его автоматизация. Было непросто, в основном из-за того, что девушка часто пропускала домашние речевые тренировки. Но через 5 месяцев после первого занятия проблема была решена. Юля научилась правильно и бегло использовать новый звук.

Важно отметить, что в непростой работе над закреплением нового звука ей помогали мама и подруга. Помощь близких людей в работе над звуками, как и вообще в любых начинаниях, очень важна.

19 лет: студентка второго курса Евгения обратилась с просьбой помочь ей избавиться от картавости. Она активно участвовала в студенческих конференциях и очень стеснялась своей речи. В ходе осмотра оказалось, что Евгения может правильно произнести звук «Р», т.к.

в детстве немного занималась с логопедом, но потом семья переехала в другой город и там не получилось продолжить занятия. За 6 занятий, которые растянулись на 2 месяца, т.к. у девушки была сессия, а потом каникулы, звук «Р» был полностью автоматизирован и введен в речь.

Такие быстрые результаты объясняются тем, что звук Р уже был сформирован, поэтому не пришлось его ставить, и огромной работоспособностью Евгении. Каждый день по 1.5 часа она занималась дома, «рычала» по дороге в институт, т.е. использовала все возможности, чтобы потренировать новое звучание.

Через 1 месяц на контрольном занятии она рассказала, что теперь не стесняется выступать и знакомиться с новыми людьми.

20 лет: студентка второго курса Александра. Была направлена на консультацию после прохождения мед. комиссии в Академии, где учится на диспетчера полетов. Девушке поставили условие – либо избавляется от картавости, либо отчисляется. Изначально была настроена очень негативно, т.к. картавость ей никогда не мешала в общении.

После беседы с логопедом решила попробовать …и смогла «зарычать» на первом занятии, без спец. приспособлений, после речевой гимнастики и показа правильной артикуляции. Такой быстрый результат воодушевил девушку, она пришла на повторное занятие, а потом пропала на 1.5 месяца.

После этого в течении месяца занималась очень нерегулярно, то отменяла занятия, то переносила их. После очередной беседы с логопедом выяснилось, что девушка уже психологически готова к занятиям, но при этом параллельно принимает участие в конкурсе игровых костюмов (она талантливо шьет) и сейчас у нее мало свободного времени.

После завершения конкурса Александра стала регулярно заниматься и через 3 месяца звук полностью автоматизировался в речи, вопрос об отчислении из института больше не вставал.

29 лет: Алексей, программист, был недоволен своей картавостью, т.к. она мешала работе. После осмотра выяснилось, что он неправильно произносит еще и свистящие звуки, из-за чего речь приобретает нечеткий характер. Алексей решил, что уж если исправлять речь, то всю сразу, но захотел начать именно с «картавости».

Звук «Р» был сформирован быстро, за 2 занятия, а через 26 занятий полностью введен в речь. Через 1 месяц после завершения интенсивных занятий молодой человек пришел на контрольный осмотр, рассказал о своих ощущениях от нового звука. После этого мы приступили к исправлению свистящих звуков. Работа над ними прошла также легко, т.к.

Алексей регулярно занимался 2 раза в неделю в центре и ежедневно тренировался дома самостоятельно.

29 лет: Артем, химик. Был недоволен своей дикцией и картавостью. Несколько уроков по дикции получил у педагога по технике речи, а за исправлением картавости обратился к логопеду. Смог зарычать на первом же занятии, после гимнастики и по подражанию правильной артикуляции.

Через 2 занятий, когда звук Р был легким, началась его автоматизация, т.е. закрепление в слогах, словах, фразах. Регулярно занимался 2 раза в неделю и записывал своих тренировки на диктофон или компьютер (совет от логопеда, чтобы лучше контролировать процесс).

Через 2 месяца новый звук был введен в речь и полностью автоматизирован.

Читайте также:  Энтеровирусная инфекция – симптомы и лечение у взрослых

35 лет: Виктор, специалист в области масс-медиа. Всю свою жизнь переживал из-за того, что не может правильно произносить звуки Р, Рь. Наконец решился и пришел на занятие.

Первые 2 занятия был очень напряжен, стеснялся, что надо сидеть перед зеркалом и «кривляться» (гимнастика для мышц языка является необходимым этапом постановки правильного произношения).

После того, как звук был поставлен и началась его автоматизация, расслабился и стал получать удовольствие от процесса. Занимался в течении 5 месяцев, 2 раза в неделю с логопедом и каждый день дома.

Эти истории показывают, что если у человека есть желание преодолеть свои речевые трудности и избавиться от картавости, то взрослый возраст не помеха, а плюс.

О занятиях с логопедом для взрослого

Постановка звука «р»: с чего начать

Нарушение произношения вибрантов — звуков «р» и «рь» встречается очень часто. До 26% всех нарушений звукопроизношения приходится именно на них, особенно распространено горловое «р», известное как картавость.

В норме до 5 — 6 лет дети могут не выговаривать вибранты. Но если по достижению этого возраста ребенок так и не овладел ими, родителям стоит обратиться к логопеду.

Если же они заметили нарушение еще раньше, дожидаться 5 лет не стоит — идите раньше.

https://www.youtube.com/watch?v=ugQNWK_IJOY\u0026t=280s

В статье мы расскажем о причинах неправильного выговаривания вибрантов, логопедической постановке, играх и упражнениях, которые вы можете выполнять со своим дошкольником дома.

Причины некорректного произношения

У ребенка может не получаться выговаривать вибрант по разным причинам. Перечислим их:

  1. Аномалии уздечки — она может быть укороченной, неправильно располагаться. У некоторых детей подъязычную связку можно растянуть с помощью упражнений. Но иногда уздечку приходится подрезать;
  2. Особенности строения языка — его сужение или увеличение (макроглоссия);
  3. Анатомия челюстей — узкая верхняя челюсть, неправильный прикус тоже могут препятствовать выговариванию вибранта;
  4. Аномалии неба — с расщелиной или готическим небом вибранты даются с трудом;
  5. Неправильное расположение или отсутствие зубов на верхней челюсти;
  6. Аномалии слуха — в этом случае малыш может не воспринимать вибрант на слух, еще более сложная ситуация — нарушения физического слуха;
  7. Гипотонус — слабые мышцы характерны для дизартрии;
  8. Подражание. Часто бывает так, что ребенок выговаривает вибрант, но приходит в детский коллектив, где дети «картавят». И он начинает повторять за ними — навык утрачивается.

От причины нарушения речи зависит и его коррекция. Для этого необходима консультация невролога и логопеда. Специалист распишет программу поэтапной постановки звука. Чем раньше начата коррекция, тем проще достичь хороших результатов.

Этап 1: подготовка к коррекционной работе

Заключается в определении звука «р» и его заменителя на слух и в сравнении их артикуляции. Чтобы сформировать артикуляционные навыки, которые нужны для постановки звука «р», логопед назначает маленькому пациенту специальные упражнения — для губ, языка и нижней челюсти.

На этапе подготовки к постановке звука необходимо познакомить кроху с частями его языка. Проще всего показать их на ладошке: кончик, спинка, края, животик. Так малышу будет легче выполнять упражнения.

Этап 2: постановка звука «р»

Есть несколько подходов: постановка по подражанию, от других звуков, механическим способом и с помощью гимнастики. Далее мы рассмотрим эти методы постановки более подробно.

Этап 3: автоматизация вибранта

Для этого ребенок проговаривает слоги и слова, а затем более сложные скороговорки, чистоговорки, стишки и фразы — с разным ударением и гласной. Это позволяет довести произношение до автоматизма.

Этап 4: введение вибранта в речь

Окончательно звук «р» у детей формируется в течение 25 – 40 дней, иногда требуется до 60 дней. Хотя нередки случаи, когда коррекция продолжается и в течение года. Заниматься с логопедом нужно минимум дважды в неделю, а остальные дни продолжать занятия дома по рекомендации специалиста.

Составление коррекционной программы

Она зависит от формы нарушения звукопроизношения. Например, у ребенка может вовсе отсутствовать вибрант в речи или он может заменять его другими звуками или смешивать их. Распространены и ротацизмы, то есть искажение.

Различают 8 видов ротацизмов. Поэтому логопед подбирает поэтапную постановку звука «р» индивидуально для каждого маленького пациента.

Тем не менее, есть перечень упражнений, которые подходят при любой форме нарушения произношения вибранта.

Техника «Подражание» для простых случаев

Упражнение для постановки заключается в слуховом восприятии звука. Маленькому ученику предлагают примеры фонемы, например рев мотора, гром. А он, сидя перед зеркалом, повторяет услышанное.

Гимнастика для губ

В комплекс входит 3 упражнения:

  1. «Улыбаемся!». Малыш улыбается, обнажая все зубки. Продолжительность подхода — 5 секунд.
  2. «Трубочка». Есть 2 варианта этого упражнения. Ученик вытягивает губы, имитируя трубочку, беззвучно «воспроизводит» звук «у» или смыкает зубки и немного вытягивает губы кпереди так, чтобы образовался квадрат.
  3. «Двери открываются». Малыш медленно открывает ротик так, чтобы между зубами обеих челюстей было расстояние 10 мм.

Затем улыбается, обнажая зубы.

Гимнастика для языка

Для правильного звукопроизношения нужно хорошо управлять мышцами языка. Вот какие упражнения для постановки предлагают детям.

«Блины»

Малыш расслабляет язык и располагает его на нижней губе. При этом зубки не должны быть прикрыты губами. Если такая вариация упражнения окажется проблематичной, пусть высунет язык между губами и скажет «ба-ба-ба». После этого опять распластать язычок и подуть, пока по его середине не образуется желобок.

«Чьи зубки чище?»

Малыш приоткрывает рот и кончиком языка начинает «чистить» верхние зубки изнутри. Движения языком — влево-вправо.

«Кошка»

Кончик языка загибается кверху. Если это проблемно, предложите облизать верхние зубки с внешней стороны слева направо, а затем и верхнюю губу так же.

«Маляр»

Малыш улыбается, открывает рот и водит языком по твердому небу. Направление движения — в сторону зубов и от них.

«Качели»

Упражнение выполняется внутри рта. Кончик язычка загибается по очереди вверх и вниз между зубками. При этом его постепенно нужно оттягивать вглубь ротовой полости.

«Лошадка»

Малыш щелкает кончиком языка, потом присасывает его к переднему краю неба и отрывает. При этом широко раскрывает рот.

«Грибок»

Исходное положение — упражнение «Улыбка». Малыш присасывает переднюю часть языка к твердому небу, смыкает и размыкает губы. Связки под языком напрягаются, должны возникнуть несильные болевые ощущения.

«Пулемет»

Ученик улыбается, открывает рот и стучит кончиком языка по внутренней поверхности верхних зубок. При этом отчетливо говорит «д-д-д-д».

«Гул самолета»

Исходное положение — «Улыбка», кончик языка расположен за верхними зубками. Малыш говорит «з» и «ж», пока не получится звук, похожий на рокот мотора.

Три способа постановки

У малыша получаются упражнения на артикуляцию? Можно приступать к следующему этапу — постановке звука. В арсенале логопеда есть механические техники.

  1. Техника шпателя и соски. Врач надевает соску на шпатель из дерева. Ученик принимает положение «Гул самолета». Специалист производит стремительные движения под кончиком языка, пока он не начнет вибрировать. Движения — вверх-вниз, слева-направо. Эта техника более эффективна, если голова малыша находится на коленях врача.
  2. Вибрация — с помощью бумаги. На кончик языка кладут комок бумаги, к нему привязывают ниточку, чтобы бумага не упала на пол и дают крохе. Он прячет язык за верхние зубки и пытается сдуть бумагу с языка.
  3. Повторы звука «д». Ученик сидит перед зеркальцем, приоткрывает рот, располагает кончик языка у начала верхних зубов и быстро повторяет «д-д-д-д». Затем соединяет «д» с гласными: «д-д-а», «а-д-д» и дальше остальные буквы.

В это время специалист подкладывает под передний край языка шпатель и проводит частые колебательные движения. Это способствует произношению рокота, который характерен для вибранта.

Домашние коррекционные занятия

С чего начать постановку звука дома? Сначала нужно подготовить губы и язык с помощью артикуляционной гимнастики, о которой вы прочитали выше. Когда подготовите базу, приступайте к постановке. Есть несколько эффективных способов постановки.

От звука «д»

Попросите сына или дочку звонко говорить «д-д-д». Кончик языка сильно упирается в альвеолы (бугорки на небе). Говорить нужно протяжно и без остановки. Язык плотно прижат к бугоркам. В какой-то момент язык начнет вибрировать, и кроха произнесет «ддд-ррр». Начало положено!

Затем можно усложнить задачу: добавлять слоги, в которых вибрант звучит твердо: «дра», «дру», «дро».

Когда кроха овладеет навыком, пора вводить вибрант в речь. Переходите на произношение слов: «дракон», «драка», «дружба» и т.д.

Потом заменяйте слог «др» на «тр». Пусть малыш проговаривает слова «трус», «трон» и т.д.

Завершающий этап — отключайте звук «д». Подбирайте другие слова и словосочетания, например: «гром — граната», «брод — борода» и другие.

Способ постановки от звука «ж»

Если кроха правильно выговаривает «ж», можно отталкиваться от него. Попросите дочку или сына с усилием сказать «ж» и одновременно отодвинуть язык как можно глубже в ротовую полость.

Должен получиться одноударный «р».

Нужно повторять это упражнение, пока он не закрепится, а потом по аналогии с первой техникой доводим до автоматизма и вводим в речь: отталкиваемся от слога «жр», потом «др», «тр» и дальше.

Метод постановки от звука «с»

Если малыш правильно произносит «с», можно отталкиваться от него. Обычно он произносится на выдохе, но при постановке «р» его нужно произносить на вдохе.

Попросите кроху сказать «с-с-с-с», потом немного вдохнуть через рот и прижать язык к бугоркам на небе. Должно получиться короткое «р».

Дальнейшая схема такая же, как и при других техниках.

Введение вибранта в речь

При несложных случаях можно самостоятельно не только научить кроху выговаривать «р», но и ввести его в речь. Для этого сначала доведите изолированное звукопроизношение до совершенства. А потом вводите в речь с помощью таких упражнений:

  • сначала малыш проговаривает его в слогах;
  • затем произносит его в словах, причем с разными слогами: «р» должно быть и в начале, и в середине, и в конце;
  • подключайте рассказы, чистоговорки, фразы — это завершающий этап.

Все упражнения проводите в форме игры — именно так у маленьких деток прекрасно закрепляется любой материал. Вам понадобится фантазия, чтобы увлечь сына или дочку. Занятия должны быть крохе в радость, иначе он будет напряжен и даже самое эффективное упражнение не поможет добиться желаемого результата.

Почему занятия не помогают?

По каким же причинам могут возникнуть трудности в постановке звука дома?

Во-первых, крохе нет 4-х лет. До этого возраста бессмысленно даже пытаться ставить «р», поскольку его просто нет и быть не может — такова закономерность развития речи у деток. Он возникает самым последним. Родители, не торопите события!

Во-вторых, неправильная артикуляционная поза. В норме должны быть

Ссылка на основную публикацию